• Tue. Apr 23rd, 2024

    Как изменился российский рынок рекламы за последнее десятилетие

    By

    Apr 4, 2024

    Российский рекламный рынок за последние 10 лет показал существенные изменения – он вырос почти вдвое в рублевом выражении, но при этом сократился на 13% в долларах. Такие данные приводятся в ежегодном отчете отраслевого издания AdIndex.

    По оценкам экспертов, объем рекламного рынка в России вырос с 291 млрд рублей в 2014 году до 562 млрд рублей в 2023-м. Таким образом, рынок почти удвоился в национальной валюте. Однако в долларовом эквиваленте ситуация выглядит иначе – здесь, согласно данным AdIndex, объем сократился с $7,6 млрд до $6,6 млрд за тот же период.

    Как поясняет руководитель исследовательского направления AdIndex Ирина Пустовит, это связано с тем, что до 2022 года большинство компаний на российском рекламном рынке, особенно иностранные, работали в долларах и евро. Поэтому для объективной оценки динамики важно учитывать не только рублевые, но и валютные показатели.

    В то же время глава Института современных медиа Кирилл Танаев считает, что оценивать российский рекламный рынок в долларах в текущих условиях некорректно. По его мнению, потребительские цены, зарплаты и другие экономические показатели в значительной степени оторвались от курса доллара.

    Интересно, что за последние 10 лет существенно изменился состав крупнейших рекламодателей в России. Если в 2014 году в топ-3 входили Procter & Gamble, PepsiCo и Mars Russia, то в 2023-м лидируют “Сбер”, “Яндекс” и Ozon. Многие зарубежные компании из сегментов FMCG и фармацевтики значительно сократили свою маркетинговую активность в России.

    Сами игроки рынка комментируют изменения по-разному. Так, “Яндекс” отмечает активное развитие бизнеса и наращивание объемов рекламы, в том числе онлайн-продвижения. А Ozon сообщает об инвестициях более 3 млрд рублей в продвижение различных категорий товаров.

    Между тем, Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР) оценила объем рекламного рынка в 2023 году выше, чем AdIndex, – в 730,7 млрд рублей. При этом, в отличие от AdIndex, АКАР использовала новую методологию, разделив рынок не по каналам распространения, а по типам рекламы.

    Таким образом, российский рекламный рынок за последние 10 лет претерпел значительные изменения. Он демонстрирует устойчивый рост в рублях, но при этом сокращение в долларовом выражении. Меняется и структура крупнейших рекламодателей: на смену ушедшим иностранным FMCG-компаниям пришли российские технологические гиганты. Эксперты рынка по-разному оценивают текущие тенденции, в том числе методологию подсчета.

    Leave a Reply

    Your email address will not be published. Required fields are marked *

    level: 4