• Thu. Apr 18th, 2024

    Валерий Фальков: Система высшего образования перейдет на единые стандарты

    Итогом пилотного проекта по переходу на новые уровни образования должен стать перевод всей системы высшей школы на новые единые стандарты. Об этом заявил министр науки и высшего образования Валерий Фальков на обсуждении в Санкт-Петербургском горном университете Екатерины II.

    — Например, в инженерном образовании будет определенный набор дисциплин, которые формируют, с одной стороны, мировоззрение у студента, а с другой – готовят из него профессионала высокого уровня под потребности работодателя, — отметил Валерий Фальков. — Появление такого ядра сформирует единое образовательное пространство на территории России. И поспособствует студенческой мобильности.

    Другая важная задача – усиление практики и более тесное сотрудничество вузов с работодателем. Программы подготовки должны отвечать запросам рынка труда.

    Вокруг вузов-участников «пилота» нужно сформировать пул вузов, которые, пользуясь их опытом, могли бы начать перестраивать свою работу по новым принципам.

    — Лучшие практики, накопленные и апробированные изменения, которых за 10 месяцев удалось достичь нашим университетам в «пилоте», станут основой для перехода других вузов на новую систему, – подчеркнул Фальков. — Так мы сможем тиражировать лучший опыт на всю систему высшего образования.

    Министр поручил ректорам до 12 мая подготовить и представить обобщенные предложения по итогам первого года в пилоте.

    Напомним, в пилотном проекте участвуют шесть университетов: Санкт-Петербургский горный университет, БФУ им. Канта, МАИ, МИСИС, МПГУ и Томский госуниверситет.

    «Самый важный аспект перехода на новые стандарты заключается в идее единой системы подготовки в рамках определенного направления профессиональной деятельности (например, инженеров-машиностроителей, технологов химических производств, специалистов в сфере радиоэлектроники и т.д.) в соответствии с содержанием фундаментального ядра, которое является основой для всех родственных профессий.

    Такой подход позволит существенно сократить количество дисциплин общепрофессиональной подготовки, разработать качественные учебники, лабораторные циклы и электронные образовательные ресурсы, что, в свою очередь, должно позитивно сказаться на качестве образовательных результатов.

    При этом нововведения усиливают процесс развития взаимодействия вузов с ключевыми работодателями. В программах остается достаточно места для специальных дисциплин и практик, которые будут разрабатываться в соответствии с теми квалификационными требованиями, на которые обратит внимание работодатель. Программы должны стать более гибкими, практикоориентированными и отвечающими запросам рынка труда. Конечно, гибкий образовательный процесс, работа с программами, результаты освоения которых могут меняться даже в процессе реализации, трудоемок и непривычен для вузов. Именно поэтому опыт пилотных университетов подлежит детальному анализу, а лучшие практики широкому внедрению», – рассказал Владимир Блинов, директор Научно-исследовательского центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО Президентской Академии.

    «Переход на единые стандарты системы высшего образования способствует повышению качества образования, обеспечивает сопоставимость уровней образования, улучшает мобильность студентов и ученых. Это также содействует созданию единой системы образования, ориентированной на современные требования и стандарты, и способствует качественному и конкурентоспособному обучению», – считает эксперт Президентской академии в Санкт-Петербурге Светлана Филистеева.

    Прочтите также:

    Leave a Reply

    Your email address will not be published. Required fields are marked *

    level: 4